Авторская программа по нотной грамоте для взрослых Екатерины Заборонок

 

НАЧАЛСЯ НАБОР УЧЕНИКОВ НА НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД! ПРИГЛАШАЕМ ВАС ПРОЙТИ ОБУЧЕНИЕ НОТНОЙ ГРАМОТЕ ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ ЕКАТЕРИНЫ ЗАБОРОНОК!

 

Подробно ознакомиться с учебной программой, а также с другими возможностями Школы вы сможете на ДНЕ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ 26 ИЮНЯ в 19:00.

ВХОД СВОБОДНЫЙ! БУДЕМ РАДЫ ВАМ! Именно в этот день скидка на курс нотной грамоты 10%!

Стоимость: 1 месяц - 4000 рублей; 1 ступень (3 месяца) - 11500 рублей 12000 рублей; 1 учебный год (12 месяцев) - 36000 рублей 48000 рублей

Телефоны для записи: +7(495)505-77-80; +7(963)681-20-81 - администраторы Школы

+7(925)376-23-26 - Екатерина Заборонок

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ЕКАТЕРИНЫ ЗАБОРОНОК»

«АВТОРСКАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЕКАТЕРИНЫ ЗАБОРОНОК ПО СОЛЬФЕДЖИО/НОТНОЙ ГРАМОТЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ НА УЧЕБНЫЙ ГОД 2019 — 2020».

 

Методическая заметка. Каждый урок содержит:

1. изложение нового теоретического материала

2. задания на проверку усвоения нового теоретического материала

3. пение номеров по сольфеджио

4. задания на развитие слуха

5. задания на развитие музыкальной памяти

6. задания по игре на фортепиано

7. музыкальный диктант

8. повторение музыкальных терминов

9. проверку домашнего задания

 

Каждая ступень равна трём месяцам и включает в себя 24 урока. Каждый восьмой урок происходит повторение, обобщение пройденного материала. Каждый 24 урок проходит музыкальное тестирование, состоящее из 48 вопросов и экзамен, после которых ученик может перейти на следующую ступень. По окончанию всех 4х ступеней (годовой курс) ученику вручается Сертификат об окончании Курса сольфеджио, дается рекомендация к поступлению на Сектор педагогической практики Школы Московской Консерватории и предоставляется возможность участия в Летней оперно-симфонической лаборатории «New opera world» на сцене известного музыкального театра.

 

1 СТУПЕНЬ: СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ

2 СТУПЕНЬ: ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ

3 СТУПЕНЬ: МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ

4 СТУПЕНЬ: ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ

 

1 СТУПЕНЬ:

1 урок «Музыка - определение, значение. Нотная грамота — определение, значение, смысл». «Ноты — расположение, звучание, выражение». «Ноты и звуки — в чем разница?». Задания на слух. Нотный диктант.

2 урок «Средства музыкальной выразительности». «Паузы – определение, написание, значение. Нотные ключи — определение, виды, написание». Задания на слух. Диктант на паузы

3 урок «Слух. Музыкальный слух. Виды слуха». Задания на слух. Устный диктант.

4 урок «Музыкальная память. Виды музыкальной памяти». Задания на развитие музыкальной памяти. Устный диктант.

5 урок «Длительности. Обозначения, понятия, смысл. Такт. Тактовые черты». Задания на определение длительности нот. Диктант на длительности.

6 урок «Сильные и слабые доли. Музыкальные размеры. Виды музыкальных размеров. Дирижирование». Задания на определение размеров, дирижирование. Устный диктант на музыкальные размеры.

7 урок «Метр. Ритм. Размер — в чем разница? Нотные знаки. Ключевые знаки. Виды ключевых знаков». Задания на ритм, метр, размер. Устный диктант на определение ритма и размера.

8 урок ПОВТОРЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПРЕДЫДУЩИХ УРОКОВ.

9 урок «Тон-Тон-Полутон. Гамма — определение, строение, виды». Пение разных видов гамм. «Плавно — скачок — как движется мелодия?» Задания на мелодию. Письменный диктант на мелодию (запись нот без длительности).

10 урок «Ноты — какие они? Цветомузыка, восприятие музыки человеком. Первые шаги к развитию абсолютного слуха. Система Бережанского». Задания на определение нот, задания на развитие абсолютного слуха, упражнения Бережанского. Письменный диктант (мелодия, длительности, 2/4 4 такта)

11 урок «Виды диктантов. Техника написания диктантов. Техника подбора музыки на слух». Задания на развитие разных аспектов музыкальности, связанные с темой урока. Диктант ритмический и диктант мелодический.

12 урок «Интервалы — определение, написание, звучание, виды. #b4 — повышение, понижение высоты звука». Задание — подобрать песню к каждому интервалу, подобрать цвет к каждому интервалу, подобрать прилагательное к каждому интервалу. Задания на определение музыкальных интервалов на слух. Интервальный диктант.

13 урок «Музыкальная система координат. Тональность. Тоника. Устойчивые и неустойчивые ступени. Музыкальный Лад. Виды ладов». Задания на определение тоники, задание на определение устойчивых и неустойчивых ступеней лада. Нотный диктант, связанный с темой урока.

14 урок «Кварто-квинтовый круг. Ключевые знаки в тональностях. Идём в обход круга». Задания на определение знаков в тональностях. Диктант в тональности D dur с модуляцией в h moll.

15 урок «Пианино, фортепиано, клавесин, рояль — отличия и сходства. Игра на пианино — особенности. Аппликатура». Игра гаммы и другие задания на фортепиано. Игра номеров по сольфеджио. Подбор известных песен: «Калинка малинка», «Елочка», «Маленькой елочке», «Спят усталые игрушки», «Собачий вальс».

16 урок ПОВТОРЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПРЕДЫДУЩИХ УРОКОВ.

17 урок «Тембр. Классификация голосов». Задания на определения тембра (разные инструменты, разные голоса). Тембровый (спетый голосом) письменный диктант.

18 урок «Белые и черные ноты. Диатоника и Хроматика — определение, звучание, написание, виды». Задания на слух определить хроматику и диатонику, петь номера по теме урока (Калинина, Калмыков, Фридкин). Диктант по теме урока.

19 урок «Тренируем интервалы. Канон». Пение канона «Артишоки и миндаль» (или другой канон по вкусу преподавателя). Задания на узнавание интервалов на слух, пение интервалов. Диктант, сочетающий поступенное движение и скачки на разные интервалы).

20 урок «Музыкальные темпы — определение, обозначение, систематика». Задания на определение разных музыкальных темпов. Диктант в двух разных темпах по принципу «медленно — быстро».

21 урок «Итальянские и латинские музыкальные термины. Язык профессионального музыканта». Задания на музыкальные термины, проверка усвоения материала. Диктант на ¾ с использованием диатоники и хроматики.

22 урок «Аккорд. Трезвучие». Задание на определение мажорных, минорных, увеличенных, уменьшенных трезвучий, пение трезвучий. Письменный диктант на трезвучия.

23 урок «Нота. Интервал. Трезвучие». Закрепление, обобщение пройденного материала. Интервальный диктант — письменный. Аккордовый диктант — устный.

24 урок ЭКЗАМЕН: тестирование (48 вопросов), устный опрос, задания по сольфеджио, написание ритмического диктанта, написание мелодического диктанта. ПЕРЕВОД НА НОВУЮ СТУПЕНЬ

 

2 СТУПЕНЬ:

1 урок «Тональность. Главные ступени лада. Гармонические функции». Задания на слух — определения функций в тональностях C, D, a. Мелодический диктант.

2 урок «Трезвучия побочных ступеней лада». Задания на гармонизацию мелодии. Диктант ¾ мелодический и ритмический.

3 урок «Буквенное обозначение нот и тональностей». Задания на гармонизацию мелодии трезвучиями с использованием буквенных обозначений. Гармонический диктант с трезвучиями главных и побочных ступеней.

4 урок «Отклонение, модуляция с использованием трезвучий главных ступеней лада». Задания на пианино играть отклонения и модуляции. Диктант одноголосный с отклонением в родственные тональности.

5 урок «Родственные тональности. Отклонения в родственные тональности через D и SD». Задания на пианино играть гаммы родственных тональностей, их главные трезвучия, отклонения во все родственные тональности C dur. Диктант аккордовый письменный по теме урока.

6 урок «Каденции. Виды каденций». Задания на фортепиано играть разные каденции, петь разные виды каденций. Диктант письменный аккордовый.

7 урок «Подбираем мелодию по слуху. Этапы. Методика». Задания на подбор по слуху популярных песен, например: «Луч солнца золотого», «Ничего на свете лучше нету», «Хочешь сладких апельсинов», «Музыка нас связала», «Мурка», «Happy new year ABBA», «Love of my life» Queen. Вместо диктанта пробуем записать подобранные мелодии.

8 урок ПОВТОРЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПРЕДЫДУЩИХ УРОКОВ.

9 урок «Анализируем гармонию классиков». Задания на примере произведений классической музыки найти сходства и отличия с гармонизации, анализ гармоний Гайдна, Моцарта, Бетховена. Диктант.

10 урок «Церковная музыка. Особенности стиля». Чтение с листа церковной музыки. Диктант письменный, соответствующий теме урока.

11 урок «Невмы. Знаменный распев. Древние записи». Лекция с участием приглашенного специалиста по данной тематике.

12 урок «Лады народной музыки. Примеры использования ладов в классической музыки». Задания на определение ладов. Диктант с использованием сначала фригийского, затем дорийского ладов.

13 урок «Обращения трезвучий. Расположение аккордов». Задания на обращения петь, определять на слух, играть. Диктант аккордовый по теме урока.

14 урок «Ритм. «Шульверк» К.Орфа». Задания 2 ступени сложности на развитие ритмического чувства. Ритмический диктант.

15 урок «Сложные размеры». Задания на определение размеров, дирижирование сложных размеров. Диктант в размере 6/8

16 урок ПОВТОРЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПРЕДЫДУЩИХ УРОКОВ.

17 урок «Инструменты симфонического оркестра — виды, строй, тембр». Задания на определение тембра инструмента по заранее подготовленному аудио. Диктант, сыгранный на флейте или скрипки».

18 урок «Интервалы — 2 ступень сложности. К интервалам 1 ступени добавлены тритоны». Задания на слух определять интервалы. Письменный интервальный диктант.

19 урок «Интервалы — 2 ступень сложности. К интервалам 1 ступени добавлены хроматические интервалы». Задания на слух определять интервалы. Письменный интервальный диктант.

20 урок «Штрихи — определение, виды, обозначения». Задания на определение штрихов. Пение номеров по сольфеджио с разными штрихами. Диктант на штрихи.

21 урок «Параллельные тональности. Далекие тональности». Задания на определение // тональностей, родственных (2 ступень 5 урок), далеких. Диктант письменный с определением в какую тональность (только тональности 1 родства) произошло отклонение.

22 урок «D7 — употребление, разрешение». Задания определять на слух и отличать от D». Слушание классической музыки с употреблением D7. Диктант мелодический без относительно к теме урока.

23 урок «Каденции с использованием D7 (виды каденций см.2 ступень 6 урок)». Определение на слух каденций, игра на фортепиано различных видов каденций. Диктант на развитие музыкальной памяти по принципу: пишем только после прослушивания.

24 урок ЭКЗАМЕН: тестирование (48 вопросов), устный опрос, задания по сольфеджио, написание интервального диктанта, написание мелодического диктанта. ПЕРЕВОД НА НОВУЮ СТУПЕНЬ

3 СТУПЕНЬ:

1 урок «Координация слуха и голоса. Развитие точности интонирования. Что такое пение?» Пение номеров по сольфеджио (учебник Сольфеджио Калининой, Сольфеджио Калмыков, Фридкин). Диктант устный — сыгранную мелодию надо повторить голосом.

2 урок «Стиль и техника бельканто. Лекция с участием приглашенного специалиста по данной тематике.

3 урок «Чтение нот с листа — способы, техника, особенности». Задания на беглое чтение ноты с листа. Диктант на развитие музыкальной памяти по принципу: пишем только после прослушивания.

4 урок «Музыка эпохи барокко. Барочные инструменты». Лекция с участием приглашенного специалиста по данной тематике.

5 урок «Хроморяд Белецкого». Задания на пение по системе Белецкого. Диктант с использованием хроматизмов.

6 урок «Обращения Д7 и их разрешения». Задания на слух определить обращения и основной вид, петь все обращения с разрешением в тональностях до 3х знаков.

7 урок «Первые шаги к сочинению музыки». Задания по сочинению музыки. Диктант, который надо будет дописать, используя воображение (досочинить).

8 урок ПОВТОРЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПРЕДЫДУЩИХ УРОКОВ.

9 урок «Трезвучия побочных ступеней лада». Задания на слух определять трезвучия побочных ступеней в тональностях до 3х знаков включительно. Диктант интервальный.

10 урок «Динамика в музыке: виды, обозначение, применение. Crescendo, diminuendo». Задания на определение динамики: 1. по обозначениям в нотах, 2. на слух при игре педагога на фортепиано, 3. по аудио записи. Исполнение голосом одной и той же мелодии с разной динамикой. Диктант письменный — одна половина диктанта исполняется F (forte), вторая половина диктанта исполняется P (piano).

11 урок «Двойная доминанта (DD), обращения, разрешения. Задания на построение DD в тональностях до 3х знаков. Диктант с 4# ступенью (4# ступень есть в дорийском ладу. Этот лад настроит слух на узнавание двойной доминанты)в тональности до 2х знаков.

12 урок Закрепление темы 11 урока. Тренировка на пианино — играть DD с разрешением, уметь их разрешать в разные тональности. Диктант.

13 урок «Ум7: обращения, разрешения». Задания на определение обращения Ум7 по разрешению. Играть на фортепиано ум7 с разрешением в тональности до 2х знаков включительно. Диктант по теме урока, где в мелодии встречается ходы по ум7.

14 урок Закрепление темы 13 урока. Задания петь ум7 в тональностях до 3х знаков, петь ум7 с разрешением. Диктант по теме урока.

15 урок «Энгармонизм ум7. Разрешение Ум7 в 24 тональности». Задания на слух определить в какую тональность произошло разрешение ум7, играть на фортепиано ум7 и разрешать ум7 в 24 тональности.

16 урок ПОВТОРЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПРЕДЫДУЩИХ УРОКОВ.

17 урок «Сочинение собственных композиций, композиционные техники». Задания на сочинение собственных мелодий. Диктант, который надо досочинить.

18 урок «Нонаккорд». Задания петь и играть нонаккорды в тональностях до 3х знаков. Диктант устный на развитие музыкальной памяти (каждый ученик должен запомнить и правильно спеть/сыграть на фортепиано одну из фраз диктанта).

19 урок «От одного до пяти. Нота, интервал, аккорд, септаккорд, нонаккорд». Задания на слух определять, петь и играть на фортепиано в тональностях до 3х знаков ноты/интервал/аккорд/септаккорд/нонаккорд. Диктант аккордовый, диктант мелодический (с движением звуков по трезвучиям, септаккордам, нонаккордам).

20 урок «Основы игры на музыкальных инструментах: фортепиано, гитара, скрипка. Сходства и отличия». Задания играть на разных инструментах гаммы в тональности до 1 знака, играть заданный ритм на одном звуке, петь и играть на гитаре известную песню. Диктант, исполненный на скрипке или гитаре (можно использовать запись).

21 урок «Добавочные тоны аккордов. Особенности стиля композиторов XX-XXI веков». Задания на определение добавочных тонов в аккордах, пение номеров по сольфеджио. Диктант с хроматизмами и отклонениями в родственные тональности.

22 урок «Гармония. Основы гармонизации. Техника самостоятельного подбора гармонии к мелодии». Задания подобрать гармонию к песням: «Там где клён шумит», «Что стоишь качаясь, тонкая рябина», «Луч солнца золотого». Диктант — музыка известной песни (на выбор педагога).

23 урок «Цветомузыка. Музыкальное преломление цвета в творчестве Римского-Корсакова и Скрябина». Задания на применение цвета в музыке. Диктант — одна половина в До мажоре, вторая в ми бемоль миноре. Задача через цвет определить отклонение (модуляцию) в новую тональность (после проигрывания, но до записи диктанта)

24 урок ЭКЗАМЕН: тестирование (48 вопросов), устный опрос, задания по сольфеджио, гармонизация мелодии трезвучиями, написание мелодического диктанта. ПЕРЕВОД НА НОВУЮ СТУПЕНЬ

 

4 СТУПЕНЬ:

1 урок «Форма. Виды музыкальных форм».

2 урок «Фраза. Предложение. Период»

3 урок «2 и 3х частные формы»

4 урок «3х-5и частная форма»

5 урок «Сонатная форма»

6 урок «Форма рондо»

7 урок «концертная форма» «Фуга - строение, значение. ХТК Баха»

8 урок ПОВТОРЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПРЕДЫДУЩИХ УРОКОВ.

9 урок «Музыкальные жанры. Система Кабалевского — Три кита.»

10 урок «Песня. Романс. Песни и романсы в творчестве разных композиторов»

11 урок «Танец. Танцы в творчестве разных композиторов»

12 урок «Вальс. Вальсы в творчестве разных композиторов»

13 урок «Полонез. Полонезы в творчестве разных композиторов

14 урок «Прелюдия. Прелюдии в творчестве разных композиторов»

15 урок «Марш. Марши в творчестве разных композиторов»

16 урок ПОВТОРЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПРЕДЫДУЩИХ УРОКОВ.

17 урок «Подбор музыки на слух. Я – слухач»

18 урок «Сочинение композиции на заданную тему. Я — композитор»

19 урок «Гармонизация песен «Ой, то не вечер», «Выйду ночью в поле с конём», «Подмосковные вечера» «Я – аранжировщик»

20 урок «Пение номеров по сольфеджио всех 4х ступеней сложности» «Я – певец»

21 урок «Тренировка музыкальной памяти» «Я – музыкант»

22 урок «Развитие абсолютного слуха. Я – абсолютник»

23 урок «Тон-тон-камертон. Я - регент»

24 урок ЭКЗАМЕН: тестирование (48 вопросов), устный опрос, задания по сольфеджио, задание подобрать на слух и записать одну из известных песен, написание 2х голосного диктанта.

ВРУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТОВ ОБ ОКОНЧАНИИ КУРСА НОТНОЙ ГРАМОТЫ!

 

Результат обучения по программе Екатерины Заборонок:

Уже через год вы:

1. сможете играть музыку по нотам самостоятельно

2. сможете петь по нотам самостоятельно

3. появится ритмическое чувство

4. появится ладовое чувство

5. ваша интонация улучшится

6. сможете петь в хоровом коллективе и держать свою партию

7. сможете петь в группе и держать свою партию

8. будете обладать знаниями 7 классов музыкальной школы и 2 курсов музыкального училища

9. сможете общаться на профессиональном языке музыкантов

10. сможете самостоятельно подбирать на фортепиано любимые мелодии

11. сможете сочинять и записывать музыку

12. сможете подбирать гармонии к любимым песням

13. сможете заняться любым видом музыкальной деятельности, будь то вокал, фортепиано, скрипка, гитара без комплекса, что не знаете нот и не понимаете что от вас хочет педагог. В итоге вы будете тратить время не на попадание голосом в ноты и изучение нот, а непосредственно на сам музыкальный предмет.

14. сможете попытаться поступить в Школу Московской консерватории.

15. сможете принять участие в летней оперно-симфонической лаборатории New opera world.

 

Начало события
Окончание события