Сольфеджио для взрослых. Это интересно.

Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти возможно в любом возрасте.

Музыкальные способности должны базироваться на правильной музыкально-теоретической базе, благодаря которой вы поймете, что сольфеджио - это разносторонний и интересный предмет, благодаря которому вы сможете петь или играть по нотам без помощи преподавателя.

Освоив сольфеджио, вы сможете на вокале заниматься красотой голоса: развитием тембра, легкости, полетности, выразительности, а не попаданием голосом в правильные ноты.

Освоив сольфеджио вы сможете на фортепиано заниматься фортепианной техникой, стилем композиторской музыки, передачей традиций, а не попаданием пальцами в правильный звук.

Сольфеджио в группах для взрослых - это доступный и простой вид музыкальной деятельности. Именно в группе человек, сопоставляя себя с другими, лучше усваивает материал, видит неточности со стороны и получает во много раз больше полезной информации.

Приведем в пример несколько очень полезных тем по сольфеджио:

ОБ «ЭЛЕМЕНТАРНЫХ» И «СТУПЕНЕВЫХ» КАЧЕСТВАХ ЗВУКА В ЗОННОЙ ТЕОРИИ ГАРБУЗОВА (ссылка на материал: http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=98443)
Гарбузов ввел понятие зона как меру ступеневого качества звука, меру обобщенного представления элементарных качеств. Зона – это пределы, в которых изменения «элементарных» качеств звука не приводит к изменению их ступеневых качеств. …. Элементарное качество – суть природа явления, ступеневое качество – его смысл, семантика, договоренность. …. Между тем, с развитием многоголосия, расширением круга тональностей, эволюцией музыкального мышления ступень все более наполняется семантической континуальностью. Ступень обретает качество зоны, и к дискретному понятию «ступень» мы относим все множество значений, обусловленных как слуховой «неточностью», так и необходимостью микровысотного (внутризонного) интонирования, обусловленного музыкальным контекстом.
То есть ничего нового он этим не сообщил, а только ввел понятие. Ну, хорошо, будем использовать, раз он ввел такое понятие. Нужно посоветовать ввести что-нибудь подобное для определения цвета. Пусть художники тоже отличают ступеневую зону зеленого и синего цветов.
Что такое высота звука как «элементарное» качество звука? Это «неотградуированная» высота звука во всей ее природной совокупности частот колебаний звуковых волн – непрерывная величина. Что такое высота звука как «ступеневое» качество звука? Человеческое сознание, относя высоту звука к определенной ступени, преобразует непрерывную звуковысотную информацию в «дискретную» форму. Как только звук сравнивается, соотносится с другими звуками, он приобретает ступеневые качества (интервала… высоты…).
Акустические отношения высот, которые применяются при настройке пианино, не несут логического смысла ступеневых функций. Что же предполагал видеть Гарбузов, - ладовую логику интервалов или абстрактные интервальные значения вне ладовых значений? А вот и ответ:
С учетом этого обстоятельства нами было структурировано понятие зоны и введены понятия зоны слухового несовершенства, когда слух обобщает звуковысотные различия, не улавливая или не замечая их, и зоны художественно обусловленного интонирования, которая формируется как результат звуковысотного инто....

 

АГАЖАНОВ. КУРС СОЛЬФЕДЖИО. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА (ссылка на материал: http://scores.at.ua/load/uchebniki_samouchiteli/solfedzhio_teorija/agazhanov_a_p_kurs_solfedzhio_vypusk_3_dvukhgolosie_diatonika_khromatika_i_moduljacija_1985g/20-1-0-717)


Занятия сольфеджио являются триединым процессом, который выражается в работе над диктантом, в усвоении и осмыслении музыки и ее элементов на слух и собственно сольфеджировании. По всем этим трем разделам имеются учебники и учебные пособия; особенно много различных материалов по одноголосному сольфеджио. Естественно, что традиционно курс сольфеджио начинается с одноголосия и педагоги широко привлекают одноголосные пособия в процессе изучения предмета. Однако некоторые педагоги долгое время ограничиваются изучением только одноголосия. Если в классах и поют многоголосное сольфеджио, то это происходит эпизодически, бессистемно и без постоянной связи с одноголосием, тогда как двухголосие, а позже трех- и четырехголосие следовало бы изучать сразу же после усвоения основных элементов одноголосия. Многоголосие должно изучаться параллельно с одноголосием на протяжении всего курса сольфеджио. Это наиболее естественный путь изучения музыки, и он методически оправдывается при усвоении ладовых, метроритмических, интервальных особенностей мелодики, гармонии, музыкальной формы и других сторон музыкального искусства. Курс сольфеджио должен опираться на комплексный метод изучения музыки.
Третий выпуск курса сольфеджио посвящен двух-голосию, то есть дуэту, ансамблевому пению на уроках сольфеджио. Музыкальный материал построен таким образом, что все разделы третьего выпуска тесно связаны с соответствующими разделами первого и второго выпусков 1. Каждая из глав представляет собой координированный музыкальный материал, и предполагается, что он должен быть использован одновременно с одноголосием.
В настоящем выпуске нет специально интонируемых (построенных на гаммах, аккордах, секвенциях и пр.) упражнений, учащиеся должны подготовить свой слух, изучив упражнения из соответствующего раздела первых двух выпусков одноголосия. Если двухголосный пример брать случайно, без связи с определенной темой в одноголосии, такое упражнение не вполне достигает своей цели. Основной музыкальный материал для упражнений написан автором учебного пособия, он имеет определенно поставленную задачу, выраженную в заголовках уроков.
В настоящем выпуске две части: первая посвящена изучению диатоники, вторая хроматизму и модуляции. После каждой главы для чтения с листа даются примеры из музыкальной литературы. В конце книги имеются примеры повышенной трудности для чтения с листа.
В первой части приведены диатонические мелодии, включающие простые отклонения и переходы в параллельный мажор и минор. Постепенно в них вводятся более трудные ритмы. Вторая часть курса содержит мелодии с более разработанными модуляциями, явлениями хроматизма и усложнением метроритма.
Курс ставит своей задачей овладение навыками слышания различных ступеней лада, перехода из одной тональности в новые близкие и далекие по родству тональности, четкого слышания ритма, особенно двух ритмических линий и координации всех этих явлений.
В упражнениях не указаны динамические й другие знаки, касающиеся чисто исполнительской стороны, для того, чтобы все внимание учащихся было направлено на логику развития мелодии, точное интонирование ступеней лада, на понимание и слышание интервальных соотношений и точное исполнение метроритма.
В процессе изучения двухголосия учащиеся встречаются с дополнительными сложностями слышания и осмысления мелодики по горизонтали и вертикали и в особенности осознания одновременного звучания двух голосов по вертикали, где образуются интервалы гармонического порядка.
В природе и функциях интервалов имеется много различных аспектов взаимосвязи2. Однако наиболее важными являются, с нашей точки зрения, ладо-ступеневые связи интервала (интервал как соотношение двух ступеней) и фонизм интервала. Одни и те же интервалы по-разному воспринимаются по горизонтали и вертикали. Особенно ярко проявляются фонические свойства у гармонических интервалов. У мелодических же интервалов они в значительной мере ослабляются, а иногда существенно меняются. Так, например, резко диссонирующая в гармонической форме секунда в поступенном движении становится мягкой, едва ли не самой мелодичной и красивой формой движения.
Работа над воспитанием ладово-ступеневой памяти является важным моментом в ансамблевом пении, здесь надо работать над запоминанием звучания двух ступеней лада в их сопряжении и функциональных связях. Этому следует уделить много внимания. Вместе с тем не менее важно изучение двух одновременно звучащих звуков (ступеней лада) как фонического явления, то есть как одновременного сочетания звуков, образующих консонанс или диссонанс, и их характерное звучание именно для данной пары звуков. Эти два подхода в изучении интервалов в мелодике являются основой изучения двухголосия.
Композиторы разных времен в своем творчестве по-разному используют консонирующие и диссонирующие интервалы. Одни опираются больше на диатонику, на чередование консонансов и диссонансов, другие — на хроматизм (это характерно для современной музыки).....На первое место ставят диссонансы при частой тональной смене. В последнем случае при изучении мелодии на первое место становится фоническая сторона интервала. Хорошо слышать фоническую сторону интервала так же трудно, как и различные скачки при опоре на ла-дово-ступеневую основу, особенно при усложненном ритме.
К изучению двухголосия следует подходить как к ансамблю. Анализируя изучаемый пример, нужно обратить внимание учащихся на двухголосие как на воедино слитые два голоса, а не механическое соединение двух мелодий. Очень важно, чтобы поющие научились точно интонировать свой голос и в то же время отчетливо слышали звучание другого (или других) - это наиважнейший навык ансамблевого пения. Надо следить за тем, чтобы при исполнении учащиеся не старались перекричать друг друга. Вслушиваясь в голос партнера, сверяя с ним собственное пение, учащийся имеет возможность проверить качество звука, точную интонацию и улучшить ее. Умение петь одну партию и одновременно слушать другую развивает чувство самостоятельности и ансамбля. Это важно для выработки у учащихся точной интонации, ритмической точности, слышания вступления голосов и выразительного пения. При коллективном пении двухголосия- педагогу следует внимательно следить за общим строем поющих, за ритмической отчетливостью и ясностью фразировок.
В работе над интонацией учащимся рекомендуется ориентироваться на лад и ступени лада. Лишь в дальнейшем при изучении хроматизма и модуляции они должны научиться переключать свой слух в новую ладовую сферу. Необходимо интонировать каждый звук в соответствии с его тяготением, определяемым логикой развития музыки и орфографией. Учащемуся рекомендуется охватить взглядом целую фразу, осмыслить оба голоса; увидеть, понять и услышать написанное раньше, чем начать петь.
Основательное изучение, глубокий и всесторонний анализ того или иного музыкального произведения со стороны метроритма, последовател....

 

12 нот системы "ХРОМОРЯД БЕЛЕЦКОГО" (Патент РФ №2121717). (ссылка на материал: http://12нот.рф/)

За 20 лет автором хроморяда было разработано и успешно апробировано в экспериментальных образовательных проектах свыше 40 учебно-методических пособий, образовательных программ и технических средств обучения (интерактивный аудиокомпьютер «Школа музыки без нот», «Видеошкола музыкальной речи», «Нотопроектор Белецкого», «Фонопроектор хроморяда», анимафон «Сам себе учитель» и др.)...

 

Результаты обучения музыке по Белецкому показали:

  • решение, с пелёнок, проблемы развития музыкального слуха - главного инструмента распознавания фонем разговорной речи (логопеды отдыхают!);
  • доступность нового донотного пространства для всех обучаемых, без ограничений: по возрасту, по интеллекту, по степени музыкальной одарённости;
  • интенсивность развития музыкальных способностей обучающихся: музыкального слуха, музыкальной памяти, голоса, музыкально-творческого мышления и речи;
  • формирование нового для музыкантов феномена - музыкально-речевого мышления;
  • гуманность учебного процесса при обучении музыке;
  • упрощение компьютерного набора нот;
  • эффективность использования поющи....

НОТНАЯ БУМАГА. СКАЧАТЬ: http://molmk.by/pomoshch-muzykantu/50-obraztsov-notnoj-bumagi